дата публикации

Юристы предупреждают, что бюджетный законопроект о блокчейне на Филиппинах рискует привести к централизации и приватизации

источник

Филиппинские законодатели рассматривают законопроект Сената 1330, который обязывает внедрять решения на основе блокчейна для национального бюджета страны.

Усложнения в создании неизменного бюджета усилились на фоне возросшего общественного контроля за расходами правительства после антикоррупционных протестов, которые требовали отчетности за примерно 9,2 миллиарда долларов, выделенных на проекты общественных работ с подозрительными аспектами, на что указал президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший, согласно информации Reuters. Законопроект был предложен сенатором Паоло Бенигно Аквино IV в конце августа с первоначальным выделением примерно 8,6 миллиона долларов.

Несколько предложений в нижней палате регулируются в соответствии с этим законопроектом, по данным слушаний сената, прошедших ранее в этом месяце. Юридические эксперты, общаясь с Decrypt, поддерживают цели прозрачности законопроекта, но предостерегают, что его технологическая составляющая может создать риски вместо того, чтобы предотвратить коррупцию. Флорин Хилбей, бывший генеральный прокурор Филиппин и автор книги о биткойне, спросил, действительно ли система решает существующие проблемы управления.

По его словам, обсуждение законопроекта выглядит "замысловато", так как оно предполагает, что "использование блокчейна автоматически повышает прозрачность или предотвращает коррупцию". "Так же как существующая система, которая отслеживает поток средств, может быть улучшена любым программным обеспечением с несколькими резервами, использование централизованного блокчейна может дать тот же результат," добавил Хилбей, отметив, что такая идея может превратить термин "в чисто маркетинговый инструмент". Отвечая на вопросы о мерах против приватизации или монополизации доступа к публичным финансовым данным, Хилбей привел аналогию.

"Думайте о бюджете – национальном реестре потока публичных средств – как о национальной автомагистрали," сказал он, описывая, как предложение "фундаментально превращает эту публичную автомагистраль в экспресс-автостраду, управляемую на основе государственно-частного партнерства". Несмотря на возможность лучшей прозрачности, это рискует "подвергнуть важную государственную инфраструктуру критическому сбою" из-за централизации цепочки, добавил он.

"Неизменность является результатом целостности цепи; она не заложена в блокчейн просто потому, что это утверждают сторонники," отметил Хилбей. Что касается рисков приватизации публичных данных, Рассел Джеронимо, основатель и управляющий юрист технологической компании Geronimo Law, рассказал Decrypt, что, несмотря на то, что прозрачные меры на блокчейне могут помочь "существенно зафиксировать записи", это не решает проблемы инфраструктуры правительства. "Проблема заключается не в отсутствии неизменного реестра, а в слабостях контроля за закупками, аудитом и защитой для информаторов," сказал он, добавляя, что "технологии не могут заменить целостность учреждений". Это также может "мешать законным исправлениям и переосмыслению," отметил Джеронимо, подчеркивая, что граждане "должны иметь возможность проверять, задавать вопросы и просматривать то, что правительство заявляет фактом". Филиппинская ассоциация финансовых юристов, присутствовавшая на соответствующих слушаниях сената, выразила озабоченность по поводу рисков, когда частные субъекты контролируют блокчейн-инфраструктуру.

"Правительство должно сохранять право собственности и контроль над всеми бюджетными данными, а частные подрядчики должны выступать исключительно как поставщики технических услуг," сказала группа Decrypt. Они также призвали к использованию открытых протоколов и требований по переносу данных, чтобы "предотвратить зависимость от поставщиков" и "возникновение монопольных соглашений", которые могут привести к "де-факто приватизации публичных информационных систем".