дата публикации

Как мы перешли от белой книги биткойна к «бумажному» биткойну

источник

Ипотечные ценные бумаги существенно способствовали финансовому кризису 2008 года.

Некоторые эксперты считают, что Bitcoin, созданный в ответ на эту кризу, начал напоминать ипотечные ценные бумаги, так как большая часть рынка Bitcoin сейчас состоит из "бумажного" Bitcoin или сложных производных инструментов.

Насколько это соответствует действительности? Следует ли готовиться к еще одному существенному потрясению? Кризис 2008 года вызвали несколько одновременных проблем и диспропорций.

Одним из факторов, способствовавших этой кризе, было создание сложных финансовых инструментов.

Секьюритизация — это процесс, когда долговые обязательства (ипотеки, автокредиты и т.д.) конвертируются в ценные бумаги и продаются третьим сторонам.

Ипотечные ценные бумаги быстро стали популярны, но оказались недостаточно обеспеченными.

Ипотеки предоставлялись людям с недостаточными финансовыми возможностями.

Ипотечные ценные бумаги с участием субстандартных ипотек стали динамитом для мировой экономики в период бума 2007-2009 годов.

Банки, хедж-фонды и ипотечные кредиторы потерпели банкротства и другие финансовые убытки. Последствиями кризиса 2008 года стали высокий уровень безработицы, разрушенные рынки, скачок инфляции и снижение благосостояния домохозяйств.

Государства спасали банковскую систему, в то время как большинство виновных в кризисе не были наказаны.

Неизвестный инноватор предложил альтернативную электронную денежную систему, контролируемую не банками и государствами, известную как Bitcoin. Хотя Bitcoin технически независим, государства и корпорации нашли способы влиять на него, вкладывая миллионы долларов.

Рост осведомленности о Bitcoin привел к увеличению его цены.

Инвестиции со стороны учреждений и государств воспринимались положительно, так как должны были повысить цену Bitcoin и приблизить его к массовому использованию.

Вскоре Bitcoin начал адаптировать традиционные финансовые инструменты, включая фьючерсы и маржинальную торговлю.

В 2024 году был одобрен Bitcoin ETF. Введение и растущее использование производных инструментов Bitcoin создало схемы, которые некоторые сравнивают с движениями ипотечных ценных бумаг перед кризисом 2008 года.

Сегодня некоторые пенсионные фонды в США, Великобритании и Австралии инвестируют в Bitcoin через ETF, так же как 17 лет назад инвестировали в ипотечные ценные бумаги.

Как и 17 лет назад, производные Bitcoin настолько сложны, что рискованное управление ограничено.

Это напоминает ситуацию с ипотечными ценными бумагами, когда никто точно не знал, кому что принадлежит.

Сегодня страх упустить возможность подстегивает институциональных инвесторов так же, как это было в 2008 году. Исследователи Рахул Капур и Наталия Винокурова выпустили работу в марте, в которой предупреждают о неточных аналогиях.

Они отмечают, что сравнение Bitcoin с золотом так же рискованно, как и сравнение ипотечных ценных бумаг с облигациями.

Bitcoin действительно во многих отношениях похож на золото, но авторы утверждают, что он может потерпеть неудачу, как и ипотечные ценные бумаги, если безосновательное доверие к этому активу соединяется со страхом упустить возможность. Некоторые считают, что торговля "бумажным" Bitcoin может быть причиной того, почему цена BTC все еще далеко от миллиона.

Однако стоит отметить, что Bitcoin-казначейства используют внешние платформы, чтобы избежать немедленного влияния на рынки. Некоторые в крипто-сообществе выступают против Bitcoin-казначейств по разным причинам, включая централизацию, торговлю бумажными активами и нехватку возможностей использования.

Нарратив относительно Bitcoin сместился от отрицания на Уолл-Стрит к основанию еще одного опасного актива.

Время покажет, насколько устойчивым будет Bitcoin в случае краха его производных инструментов.

По состоянию на июнь 2025 года лишь некоторые эксперты выражают обеспокоенность по поводу торговли "бумажным" Bitcoin.